Психодиагностика интеллекта

Вступление
1. Классификация основных методов  психодиагностики интеллекта
2. Работа психолога с методиками диагностирования особенностей памяти, внимания логического мышления
  а) особенности памяти
б) особенности внимания
в) особенности логического мышления
3. Технология использования методики Векслера
Выводы
Литература

Вступление

Главное назначение диагностики в практической деятельности психолога заключается в глубоком изучении внутреннего мира конкретного человека. Диагностическая работа тесно переплетается с коррекционной и развивающей и в ней можно выделить несколько этапов: 1) изучение запросов; 2) формулировка психологической проблемы; 3) выдвижение гипотез о возможных причинах наблюдаемого феномена; 4) выбор методов диагностики; 5) применение отобранных методов; 6) формулировка диагноза, которая должна содержать и прогноз дальнейшего развития; 7) разработка рекомендаций и программы психокоррекционной и развивающей работы; 8) реализация этой программы; 9) контроль за ее осуществлением

Для разрешения ряда проблем бывает достаточно беседы или методов наблюдения. В более сложных случаях и при массовых обследованиях лучше применять экспресс-методики или методики, в основе которых лежат переменные, легко интерпретируемые для неспециалистов. Таким требованиям отвечают методики, рассмотренные в данной курсовой. 

При коррекционной и развивающей работе с личностью психологу необходимо знать индивидуально-психологические особенности, основные потребности и ценностные ориентации, эмоциональные тональности и состояния клиентов.

1. Классификация основных методов психодиагностики интеллекта

Проведение диагностического обследования предполагает наличие: цели, объекта, предмета исследования, учета возможных ограничений.

К типичным ошибкам начинающих психодиагностов могут быть отнесены поиски идеальной методики и коллекционирование методик. В первом случае пытаются найти методику, которая идеально подходила бы для решения любой диагностической задачи. Во втором — собирается максимально возможный набор методик без учета того, что они должны оптимально соответствовать решаемой задаче и составлять целостную систему. На самом деле цель заключается в том, как проще, точнее определить необходимый показатель с учетом возможных ограничений.

Существует несколько типичных исследовательских методов, позволяющих разрешать диагностические задачи.

1. Одним из наиболее доступных и широко применяемых в диагностической практике методов является наблюдение. Наблюдение — это научно-целенаправленное и определенным образом фиксируемое восприятие исследуемого объекта. К достоинствам наблюдения следует отнести: естественность, независимость от умений испытуемых оценивать свои действия, возможность оценить отдаленные последствия воспитательных воздействий и др. Недостатками являются: пассивность, наличие элементов субъективизма, недоступность данному методу некоторых скрытых проявлений психики (переживания, мысли, мотивы) и т.п. Проведение наблюдения требует выделения его специальных категорий. Например, в случае наблюдения взаимодействия в коллективе таковыми могут выступать: выражение солидарности, ослабление напряжения, выдача ориентации, запрос совета и т.п.

Наиболее типичными ситуациями, в которых эффективно применение наблюдения, являются:

- получение сведений о психическом явлении в «чистом» виде;
- сбор первичной информации, не требующей большой выборки исследуемых объектов;
- оценка фактов, полученных с помощью других методов, например, анкетирования;
- проверка рекомендаций.

Например, для исследования эмоциональных предпочтений в классе можно использовать метод временных срезов, когда преподаватель через равные промежутки времени фиксирует контакты учащихся (кто с кем общается), заносит интенсивность контактов в таблицу и определяет социометрический статус учащихся.

2. Другим эффективным методом исследования является эксперимент. Эксперимент — это активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий, в которых выявляется какой-либо психологический факт. Достоинствами эксперимента являются: активная позиция наблюдателя, возможность повторения, строго контролируемые условия проведения. К недостаткам следует отнести: искусственность условий, значительные затраты для контроля значимых факторов.

Эксперименты бывают естественными, лабораторными и формирующими. Естественный эксперимент характеризуется незначительными изменениями обычных условий обучения и воспитания. При этом типе эксперимента стараются минимально изменять условия и контекст, в котором протекает интересующий диагноста психический феномен. Лабораторный эксперимент отличается строгой стандартизацией условий, позволяющих максимально изолировать исследуемое явление, отвлечься от изменяющихся условий окружающей среды. Формирующий эксперимент предусматривает внедрение в педагогическую практику результатов исследования с последующим изучением изменений, которые возникают вследствие подобных новаций.

Естественный эксперимент по изучению, например, межличностных предпочтений в коллективе может заключаться в поздравлении его членов с праздником с помощью открыток. Человек, получивший максимальное количество открыток, будет эмоциональным лидером, получивший минимальное количество — неизбираемым. При этом типе эксперимента стараются минимально изменять условия и контекст, в котором протекает интересующий диагноста психический феномен.

3. Широко распространен в диагностической практике опрос. Опрос — это получение информации, заключенной в словесных сообщениях испытуемого. Различают следующие виды опроса: анкетирование, интервью, беседа. В процессе анкетирования информация получается в виде письменных ответов опрашиваемых (респондентов). Интервью предполагает получение информации путем устных ответов респондентов на вопросы, задаваемые в устной форме. Метод беседы основан на получении информации в процессе двустороннего или многостороннего обсуждения интересующего исследователя вопроса.

Например, изучить эмоциональные предпочтения можно и с помощью анкетирования, задав вопрос (социометрический критерий) типа «С кем Вы общаетесь или хотели бы общаться в свободное от работы время?». Сведя полученные результаты опроса в таблицу (социометрическую матрицу), мы можем выявить статусы различных участников обследуемой группы.

4. Еще одним методом исследования является анализ продуктов деятельности. Например, в педагогической практике в качестве продуктов учебной деятельности могут рассматриваться сочинения, дневники, альбомы по рисованию, журналы и т.п. Для реализации указанного метода исследования определяется категория анализа, например, оценка, тема сочинения, пропуски занятий и т.п. Далее подсчитывается частота встречаемости элемента, соответствующего категории наблюдения в продуктах деятельности (игровой, учебной, трудовой) испытуемого. После этого производится содержательная интерпретация результатов статистического анализа.

5. Моделирование — это метод исследования, в основе которого лежит построение моделей изучаемого явления. Модель представляет собой копию интересующего исследователя объекта или явления в каком-либо аспекте. Модель всегда является упрощением (редукцией) исследуемого явления. Она предназначена для выделения самого главного (с точки зрения целей исследования) в изучаемом объекте. Такое упрощение облегчает процесс качественного и количественного анализа. Например, мы можем моделировать процесс взаимодействия в учебной группе или педколлективе на ЭВМ.

6. Тестирование относится к методам диагностики, для которых, в отличие от методов исследования, характерен акцент на измерение (т.е. численное представление) некоторой психологической переменной. Процедура тестирования может проводиться в форме опроса, наблюдения или эксперимента. Тест — это краткосрочное задание, выполнение которого может служить показателем совершенства некоторых психических функций. Более строгое определение: тест — объективное и стандартизированное измерение выборки поведения.

Процесс стандартизации подразумевает единообразие процедуры проведения и оценки выполнения теста. Он включает:

- точные указания относительно используемых материалов (стимульный материал);
- временные ограничения;
- устные инструкции испытуемому;
- предварительный показ задания;
- учет способа трактовки вопросов (заданий) со стороны испытуемого и др.

Объективная оценка психологических тестов (методов исследования) означает прежде всего определение их валидности, надежности, достоверности, репрезентативности, которые являются показателями качества психологического исследования.

2. Работа психолога с методиками диагностирования особенностей памяти, внимания логического мышления

а) особенности памяти

Память — это форма психического отражения, реализующаяся в запоминании, сохранении, и последующем воспроизведении прошлого опыта. Память состоит из следующих основных процессов: запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание. Эти процессы взаимосвязаны. Запоминание — это процесс, направленный на закрепление в памяти новой информации посредством связывания ее с уже приобретенным знанием. Сохранение — это удержание в памяти информации, полученной в процессе запоминания. При воспроизведении происходит воссоздание информации, хранившейся в памяти.

Выделяют различные виды памяти. Так, в зависимости от продолжительности закрепления и сохранения материала обычно память делят на кратковременную, оперативную и долговременную. При кратковременном запоминании мы имеем дело лишь с отдельными психофизиологическими следами воспринимаемого. Оперативная память предназначена для обслуживания операций, протекающих в реальном времени. Для долговременной памяти характерно длительное сохранение материала после многократного его повторения.

Различают следующие виды памяти: двигательную, эмоциональную, образную и словесно-логическую. Эти различия можно произвести по критерию характера психической активности, преобладающей в деятельности. Двигательная память представляет собой запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений и их систем. Содержание этого вида памяти составляют мышечно-двигательные образы заученных движений. Эмоциональная память — это память на различные чувства и переживания. Ее содержанием являются эмоциональные состояния, которые пережил человек в прошлом. Образная память — это запоминание, сохранение и воспроизведение представлений, картин природы, звуков, вкусов и т.п. Словесно-логическая память — представляет собой память на слова и выраженные в словах мысли.

По характеру целей деятельности виды памяти можно разделить на непроизвольную и произвольную. Непроизвольная память — это запоминание и воспроизведение, при котором отсутствует специальная цель на запоминание. Если в процессе запоминания ставится специальная цель — запомнить воспринимаемое, то мы имеем дело с произвольной памятью.

Индивидуальные различия памяти проявляются в объеме, скорости, точности, прочности запоминания и готовности к воспроизведению. Объем памяти представляет собой количественный показатель сохранившегося в памяти или воспроизведенного материала. Скорость запоминания оценивается временем и числом повторений, которые требуются для запоминания определенного объема материала. Точность памяти — это ее способность без искажений воспроизводить информацию. Способность сохранять заученный материал характеризует прочность запоминания. Готовность к воспроизведению проявляется как способность припоминать и воспроизводить необходимый материал тогда, когда это нужно.

Начало применения экспериментальных методов для исследования процессов памяти относится к концу XIX в. Основоположником экспериментального изучения памяти является немецкий психолог Г.Эббингауз, который в 1885 г. опубликовал первое экспериментальное исследование памяти. Г.Эббингаузу принадлежит разработка ряда методов количественного учета процессов заучивания и сохранения.

Основной задачей, которую ставили перед собой психологи, изучавшие память, являлось измерение памяти — выражение в количественных величинах ее объема, процессов заучивания и процессов забывания. При попытках ответить на эти вопросы психологи ставили перед собой задачу не только измерить память, но по возможности приблизиться к изучению механизмов, лежащих в основе запоминания материала, фиксации и воспроизведения следов.

С самого начала психологам-экспериментаторам (Г.Эббингаузу, Г.Мюллеру, Ф.Шуману и др.) было ясно, что процесс запоминания значительно изменяется мышлением человека, смысловой организацией материала. В силу этого основной задачей ставилась разработка приемов, позволяющих исследовать память по возможности «в чистом виде», устраняя влияние дополнительных факторов (смысловой организации, ассоциации и т.п.). Так, например, Эббингауз предложил исследовать запоминание изолированных (не связанных между собой) слов, цифр или бессмысленных слогов.

«Оперативная память». В этом методе все элементы ряда (слоги, числа, фигуры, слова) предъявляются обследуемому последовательно. Такое предъявление может осуществляться в разных модальностях (зрительно или на слух). В зависимости от целей эксперимента ряд может предъявляться один или несколько раз. После предъявления всего ряда обследуемому предлагают либо сразу, либо через определенный промежуток времени воспроизвести (устно или письменно) все, что он запомнил, независимо от порядка элементов ряда. Количество правильно воспроизведенных элементов является показателем степени запоминания материала. Такой метод можно использовать для определения непосредственного объема памяти, зависимости процессов запоминания от содержания и структурных особенностей материала.

«Память на числа». Процедура диагностики включает четыре опыта. Она производится на цифровом материале (метод Джекобса). Для каждого опыта необходимо изготовить 7 рядов цифр (в каждом опыте элементы в рядах должны быть разными), содержащих последовательно 4, 5, 6, ... и 10 элементов. Необходимо следить за тем, чтобы отдельные элементы ряда не были связаны друг с другом какими-либо смысловыми отношениями. Диагност по одном разу читает по очереди целый ряд чисел, начиная с самого короткого. После прочтения каждого ряда через 2—3 с по команде «Пишите» обследуемый должен письменно воспроизводить в заранее заготовленном протоколе элементы ряда в той же последовательности, в которой они читались диагностом. Независимо от показываемых результатов читаются все 7 рядов. Это необходимо проделывать, т.к. иногда обследуемые успешнее справляются с более длинными рядами, чем с короткими. Эксперимент повторяется 4 раза для повышения надежных данных. Стимульный материал зачитывается громко, отчетливо и одновременно не выделяя отдельных элементов с интервалом между ними в одну секунду. Промежутки времени между предъявлениями каждого стимульного ряда зависят от длины ряда — они должны быть достаточными для воспроизведения. Временные интервалы между опытами — 5—7 мин.

После всех четырех опытов обследуемый дает словесный отчет о том, каким образом он пытался запомнить ряды цифр, какими приемами для этого пользовался.

Инструкция испытуемому: «Слушайте меня внимательно! Я назову Вам несколько цифр. Когда я закончу, по моей команде "Пишите" Вы напишите и в протоколе в том же порядке, как я их называл. Внимание! Начинаем!».

Обработка результатов включает следующие операции:

1. Сверяются результаты каждого опыта с предъявленным материалом. Знаком «+» отмечают правильно воспроизведенные ряды. Те ряды, которые воспроизведены не полностью или с ошибками, или не в той последовательности, в которой их предъявлял диагност, отмечаются знаком «—».

2. Составляется сводная таблица результатов всех четырех опытов и вычисляется процент правильно воспроизведенных рядов каждой длины за все четыре опыта.

3. Вычисляется (с точностью 0,5) объем памяти (V) по формуле

V = A + (M / N),

где А — наибольшая длина ряда, который обследуемый воспроизвел во всех опытах правильно; N — число опытов; М — количество правильно воспроизведенных рядов, больших по размеру, чем А.

4. Вычерчивается график зависимости запоминания от количества материала (в процентах правильно воспроизведенных рядов за все опыты).

«Память на образы». Методика состоит из одного опыта. Обследуемому предлагается ряд из 12 не связанных между собой слов с просьбой воспроизвести ряд в любом порядке. Диагност фиксирует в протоколе удержанные элементы знаком «+» и повторяет опыт для полного заучивания всего ряда стимулов.

Зачитывать материал необходимо громко, отчетливо и однотонно, не выделяя отдельные элементы. При этом следует соблюдать временной интервал между ними в 1 с. Повторное предъявление материала дается через 5 с после окончания воспроизведения.

Если обследуемый называет слова, которые не предъявлялись, то они фиксируются в примечании к протоколу. После окончания опыта обследуемый дает словесный отчет, фиксируемый в протоколе. Психодиагност также записывает свои наблюдения за поведением испытуемого во время опыта.

Инструкция обследуемому (перед началом обследования):

«Слушайте меня внимательно! Сейчас я назову ряд слов, которые Вы постараетесь запомнить и, когда я закончу, сразу назовите их в том же порядке, в каком они Вам вспоминаются. Внимание! Начинайте!»

После воспроизведения зачитывается инструкция: «Вы запомнили не все слова. Я прочту их еще раз. Постарайтесь запомнить больше слов и назвать их мне в любом порядке».

После полного воспроизведения: «Теперь Вы запомнили все слова. Опыт закончен!».

Обработка результатов включает следующие операции:

1. Подсчет общего количества правильно воспроизведенных слов при каждом повторении.

2. Построение графика заучивания. На оси абсцисс откладываются порядковые номера повторений, а на оси ординат — количество правильно воспроизведенных слов.

3. Подсчитывают частоту воспроизведения каждого слова за все количество повторений и оценивают значение коэффициента запоминания по формуле

Кi = (Рi / N)×100,

где Ki — коэффициент запоминания i-го слова; Рi — его абсолютная частота; N — количества повторений (точность вычисления должна быть равна 1%).

4. Строится график частоты запоминания каждого слова. На оси абсцисс откладывается порядковые номера слов, на оси ординат — значения К.

б) особенности внимания

Внимание — это направленность и сосредоточенность психической активности на определенном объекте. Внимание — это динамическая сторона всех познавательных процессов. Можно указать несколько видов внимания: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное. Непроизвольное внимание возникает непосредственно под воздействием внешних раздражителей, действующих в данный момент и вызывающих оптимальное возбуждение в определенных участках коры большого мозга. Такое внимание не требует предварительной готовности человека к данному восприятию или действию. Оно протекает внезапно и как правило непродолжительно. Произвольное внимание требует сознательных волевых усилий и характеризуется целенаправленностью, организованностью, устойчивостью. Произвольное внимание обусловлено рядом основных причин: 1) осознанием долга и обязанности; 2) наличием интересов, мотивов, побуждений и т.п.; 3) привычкой работать, выполнять ту или иную деятельность. Послепроизвольное внимание возникает в тех случаях, когда исчезает необходимость волевого усилия для сохранения произвольного внимания, а эффективность познавательных процессов сохраняется. Это обычно бывает в тех случаях, когда человек увлечен какой-либо деятельностью.

Внимание характеризуется рядом свойств: объемом, концентрацией, устойчивостью, переключением, подвижностью и распределением. Объем внимания оценивается числом объектов или их элементов, одновременно воспринимаемых с одинаковой степенью ясности и отчетливости. Концентрация внимания — это степень сосредоточенности внимания на объекте. Устойчивость внимания определяется длительностью сосредоточения внимания на объекте. Намеренный перенос внимания с одного объекта на другой характеризует переключение внимания. Подвижность внимания проявляется в закономерной периодической смене объектов, на которые оно обращено. Направленность внимания одновременно на несколько объектов или на выполнение нескольких действий характеризует такое свойство внимания как распределение.

«Корректурная проба». При диагностике внимания для исследования особенностей активного внимания, его переключаемости может быть использован корректурный тест, предложенный французским психологом Б.Бурдоном в 1895 г. В этом тесте испытуемому предлагается бланк с набором напечатанных в строчку букв или других знаков. Он должен за определенный отрезок времени просмотреть в каждой строке все знаки, зачеркивая предложенным способом некоторые из них. В результате психодиагност получает ряд количественных данных: количество просмотренных знаков, количество пропущенных знаков, количество неправильно зачеркнутых знаков. Эти данные, по сути, характеризуют меру производительности и точности работы обследуемого. На основе полученных данных выводится обобщенная оценка его работы. Показатель точности работы А определяется по формуле

A = S / (S + О),

где S — количество правильных зачеркнутых знаков, О — число пропущенных знаков.

Показатель производительности, или продуктивности, работы Е вычисляется по формуле

E = S× A,

где S — число всех просмотренных знаков.

Этот показатель характеризует не только чистую производительность, но имеет и некоторое прожективное значение. Например, если испытуемый в течение 5 мин. просмотрел 1500 знаков и из них правильно оценил 1350, то с определенной вероятностью можно предсказать его продуктивность в течение более длительного времени.

Цель опроса: выявление особенностей деятельности в ситуации распределения внимания.

Ход обследования; эксперимент состоит из трех серий — двух основных и одной контрольной и проводится коллективно. Между сериями должна быть 5-минутная пауза. Объектом во всех трех сериях служит корректурная таблица Б.Бурдона, которая содержит 30 строк по 30 букв в каждой. В таблице восемь наименований букв: а, в, е, и, к, н, с, х. В первых двух и третьей сериях используется вариант А этой таблицы, а во второй — вариант Б.

В первой серии испытуемый, просматривая корректурную таблицу строчку за строчкой, должен в течение 5 мин как можно быстрее разными способами зачеркивать буквы «С» и «К», а букву «А» обводить кружком. Для того чтобы учитывать динамику продуктивности работы за каждую минуту, экспериментатор по истечении минуты говорит слово «черта». Испытуемый должен отметить вертикальной чертой на строчке таблицы то место, которому соответствовал момент произнесения экспериментатором слова «черта», и продолжать работу дальше. Конец каждой серии тоже отмечается вертикальной чертой.

Во второй серии наряду с вычеркиванием тех же букв испытуемый должен считать звуки высокого тона, которые предъявляются на фоне звуков низкого тона с магнитофона через динамик. При этом после слова «черта» испытуемый, кроме вертикальной черты, записывает рядом число воспринятых им звуков высокого тона и продолжает работу дальше.

В третьей серии «контрольной» повторяют полностью первую серию.

Инструкция испытуемому для первой (и третьей) серии:

«Просматривая слева направо каждую строчку корректурной таблицы, вычеркните буквы С и К и обведите букву А следующими способами: С, К, А. После того как экспериментатор произнесет слово "черта", на строчке поставьте вертикальную черту и продолжайте работу».

Инструкция для второй серии: «Просматривая слева направо каждую строчку таблицы, вычеркивайте или обводите те же буквы и такими же способами, что и в первой серии. Одновременно считайте звуки высокого тона. Как только экспериментатор произнесет слово "черта", поставьте вертикальную черту, а рядом укажите число воспринятых звуков высокого тона и продолжайте работу».

После каждой серии обследуемый в письменном виде фиксирует особенности выполнения работы. Например, в процессе обследования может меняться характер зачеркивания букв, что обычно выражается в изменениях наклона черточек; во второй серии обследования испытуемый, например, может начать вычеркивать буквы после того, как сосчитает определенное число звуков или букв зачеркивать буквы с предъявлением каждого звука и т.п.

Обработка результатов:

1. В каждой серии определяется продуктивность работы по минутам и в целом за серию, т.е. подсчитывается количество просмотренных букв S, число зачеркнутых букв и количество ошибок О. Ошибкой считается пропуск тех букв, которые должны быть зачеркнуты, а также неправильное их зачеркивание. Ошибки определяются с помощью специального ключа. Результаты этой обработки заносятся в таблицу.

2. На основании полученных количественных результатов строятся графики динамики продуктивности работы по минутам для каждой серии. При этом для второй серии на первом графике должна быть представлена кривая, отражающая число воспринятых обследуемым звуков высокого тона по минутам.

3. По суммарным данным в каждой серии вычисляются:

а) показатель точности работы (точность вычисления до 0,01);
б) показатель чистой производительности Е = S · А (точность вычисления до целых) и представляются эти результаты в таблице. 

4. Начертить сравнительную диаграмму показателей Е и А по сериям.

5. На основании сравнительного анализа количественных показателей всех трех серий (по графику динамики и сравнительной диаграммы), а также словесного отчета обследуемого показывается:

а) характер динамики работы обследуемого в каждой серии опыта;
б) влияние на производительность, точность и качество основной деятельности (вычеркивание букв) одновременно выполняемой другой деятельности (счет звуков);
в) наблюдалось ли совершенствование навыков или утомление обследуемого в контрольной серии опыта.

«Расстановка чисел». При исследовании процесса переключения внимания определяют способность человека быстро переходить от одной деятельности к другой, осознанного и осмысленного перемещения внимания с одного объекта на другой или с одних качеств или свойств на другие. Естественно, переключаемость внимания в сложных и быстро изменяющихся условиях означает способность оптимально в них ориентироваться. Степень переключения внимания зависит от целого ряда условий таких как: 1) соотношение между содержанием предшествующей и последующей деятельности; 2) отношения субъекта к ним: чем интереснее предшествующая и менее интересная последующая деятельность, тем труднее переключение и наоборот.

Существует несколько способов диагностик переключения внимания. Прежде всего, следует указать метод Шульте. Сущность этого метода заключается в том, что обследуемому предъявляется большой квадрат, разделенный на определенное число мелких квадратиков, в которых размещаются в случайном порядке различные знаки, например, арабские или римские цифры. Обследуемый должен последовательно осуществлять поиск то арабской, то римской цифры. При этом поиск арабских цифр может осуществляться в восходящем порядке (например, от 1 до 25), а римских — в нисходящем порядке. Таким образом обследуемый в ходе опроса оказывается перед необходимостью переключать внимание с одной деятельности на другую. По времени, затраченному на выполнение задания, и характеру поиска судят о скорости переключения внимания.

Для диагностики процессов переключения внимания часто используют черно-красные таблицы (Ф.Д.Горбов, 1964). Эти таблицы представляют собой модифицированный квадрат Шульте, в котором в случайном порядке размещены черные и красные цифры. Обследуемый должен попеременно и в определенном порядке находить и показывать указкой черные и красные цвета. Обследуемый оказывается перед необходимостью не только быстро переключать внимание с одного раздражителя на другой, но и отвлекаться от помех (уже указанных чисел).

Обработка результатов:

1. На основании полученных данных составить таблицу и построить график времени выполнения задания во всех трех сериях для каждого испытуемого.

2. По кривой записи вычислить время поиска каждого отдельного числа таблицы для каждой серии опыта (скорость движения диаграммной ленты 1,5 см/с).

3. Построить график времени поиска каждого числа по сериям; по оси абсцисс откладываются числа таблицы, по оси ординат — время в секундах.

4. Составить сводную таблицу времени выполнения задания и числа допущенных ошибок в каждой серии для экспериментальной группы в целом. 

в) особенности логического мышления

Мышление представляет собой социально обусловленный психический процесс поисков и открытия существенно нового, опосредованного и обобщенного отражения действительности в ходе ее анализа и синтеза. 

Мышление представляет собой проникновение в сущность предметов и явлений, их взаимных связей и отношений. Оно невозможно без языка и является продуктом общественно-исторического развития. Физиологической основой мышления является аналитико-синтетическая деятельность коры больших полушарий головного мозга.

Мышление как процесс включает следующие мыслительные операции: анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, конкретизацию, классификацию, систематизацию.

Анализ — это мыслительная операция расчленения целого на составные части, компоненты и выделение отдельных признаков, элементов, свойств, связей, отношений, сторон и т.п. Синтез представляет собой мыслительный процесс объединения выделенных фрагментов в целое. Анализ и синтез взаимосвязаны и осуществляются в единстве. Сравнение — это единство анализа и синтеза, с помощью которого устанавливаются сходства и различия отдельных объектов. Абстрагирование (от лат. abstractio — отвлечение) — это операция выделения одних признаков как существенных и отвлечение от других.

Обобщение проявляется в выделении относительно устойчивых инвариантных свойств предметов и их отношений. Конкретизация — это мыслительная операция, противоположная абстрагированию и заключающаяся в переходе от абстрагирования и обобщения к конкретной действительности. В процессе классификации производится разделение и последующее объединение предметов или явлений (на основе присущих им общих признаков) в группы, обозначаемые более общим понятием. При систематизации производится мысленное расположение классов предметов или явлений в определенном порядке, в соответствии с существующими между ними значимыми отношениями.

Потребность в мышлении возникает тогда, когда перед человеком возникают цель, задача, новые или неизвестные обстоятельства и условия активности, т.е. когда возникает какой-либо вопрос. Подобная ситуация называется проблемой. Следует различать проблемную ситуацию и задачу. Проблемная ситуация означает, что в ходе своей активности человек столкнулся с чем-то неизвестным. В подобных случаях включается мышление, необходимое для раскрытия смысла случившегося, неясного. Задача — это осознанная и сформулированная проблема. Она включает в себя требования (цель), условия (то, что известно) и искомое (то, что неизвестно), которое формулируется в вопросе.

«Сложные аналогии». Методика выявления условий нахождения решения задачи посредством использования принципа решения, найденного обследуемым при решении наводящей задачи. Такая методика предполагает наличие некоторой задачи. Например, в опытах A.H. Леонтьева предлагалось сложить из шести спичек четыре равносторонних треугольника. Раскладывая спички на плоскости, решить задачу нельзя. Для ее решения необходимо сложить объемную фигуру — тетраэдр, т.е. поднять спички над плоскостью.

Наводящая задача может состоять в том, что испытуемому предлагается разместить на горизонтальной площадке три коробки. Относительные размеры площадки и коробок следует выбирать по предлагаемому образцу, сделанному таким образом, что коробки своей плоской стороной чуть-чуть не помещаются на площадке, а могут поместиться лишь в том случае, если их поставить на ребро. При этом не следует брать слишком малую площадку, т.к. задача решается слишком легко и не выполняет своей функции наведения на решение основной задачи.

Необходимым условием проведения эксперимента является незнание обследуемым принципа решения предлагаемой задачи.

Инструкция испытуемому: «Сложите из шести спичек четыре равносторонних треугольника».

Анализ результатов и выводы: объектом анализа должен являться процесс решения основной и наводящей задачи, влияние решения наводящей задачи на решение основной при всех вариантах опыта. На основе проведенного анализа диагност должен сделать выводы относительно условий, обеспечивающих влияние решения наводящей задачи на решение основной, показать значимость таких факторов, как последовательность решения задачи, желание испытуемых решить задачу, время предъявления наводящей задачи в процессе решения основной.

Тест возрастающей трудности Равена. Тест применяется для диагностики уровня интеллектуального развития испытуемых в возрасте от 8 до 14 лет и от 20 до 65 лет. Тест Равена относится к культурно-инвариантным тестам, так как в минимальной степени показатели по этому тесту зависят от наличия знаний, обусловленных жизнью в определенной культуре.

Материал теста в черно-белом варианте состоит из 60 матриц или композиций с пропущенным элементом, задания разделены на пять серий (А, В, С, D и Е) по 12 однотипных по возрастающей сложности заданий в каждой серии. Трудность задания возрастает также при переходе от серии к серии. Обследуемый должен выбрать недостающий элемент матрицы среди 6-8 предложенных вариантов ответов.

Серия А — диагностируется способность к дифференциации основных элементов структуры и раскрытию связей между ними, идентификации недостающих частей фигуры и сличению ее с представленными образцами (обследуемому необходимо дополнить недостающую часть изображения).

Серия В — оценивается способность к аналогии.

Серия С — диагностирует способность выявлять сложные изменения закономерностей непрерывного развития, обогащения по вертикали и горизонтали.

Серия D — оценивается способность к пространственной перестановке фигур в матрице по горизонтальному и вертикальному направлениям.

Серия Е — выявляет способность к аналитико-синтетической мыслительной деятельности (задания этой серии включают анализ фигур основного изображения и последующую «сборку» недостающей фигуры по частям).

Обработка полученных результатов заключается в подсчете общего количества баллов как в отдельной серии, так и в целом по всему тесту.

3. Технология использования методики Векслера

Методика Векслера относится к так называемым тестам интеллекта. Подобные тесты представляют совокупность заданий, выполнение которых не требует специальных знаний, умений, навыков (как правило) и позволяет оценить общий уровень интеллекта. Подобные задания должны быть неспецифичны по содержанию и культурно-инвариантны, т.е. независимы от культуры, в которой функционирует испытуемый. Каждый из подобных тестов основывается на какой-либо модели интеллекта.

Шкала предназначена для оценки уровня интеллектуального развития и стандартизована на выборке испытуемых в возрасте от 7 до 69 лет. В полном объеме используется лишь для углубленной диагностики уровня развития различных составляющих интеллекта.

Наиболее широкое распространение получила модификация этой шкалы — WAIS-R. WAIS-R состоит из 11 субтестов, образующих вербальную и невербальную (основанную на действиях) шкалы.

Вербальная шкала включает:

1) субтест общей осведомленности — диагностирует запас относительно простых сведений и знаний. Пример вопросов:

«Почему на солнце в темной одежде теплее, чем в светлой?»;

2) субтест общей понятливости — исследует полноту понимания смысла выражений, общественных норм, способность к суждениям. Пример вопросов: «Что означает выражение "Куй железо, пока горячо?»;

3) арифметический субтест — оценивает концентрацию внимания, легкость оперирования числовым материалом. Пример заданий: «Если человек купил 7 марок по 2 копейки каждая и дал полтинник, сколько он должен получить сдачи?»;

4) субтест установления сходства — оценивает способность к формированию понятий, классификации, упорядочению, абстрагированию. Например, при установлении общности в паре понятий «платье — пальто» могут быть даны ответы:

— сделаны из одного материала, имеют пуговицы (0 баллов);

— их носят, они дают тепло (1 балл);

— верхняя одежда (2 балла);

5) субтест повторения цифровых рядов — исследует развитие оперативной памяти и внимания;

6) словарный субтест — оценивает понимание и умение определить содержание слов (предлагается объяснить значения ряда слов).

7) субтест шифровки цифр — изучает степень усвоения зрительно двигательных навыков. Задание состоит в написании под каждой цифрой в клеточке соответствующего ей символа;

8) субтест нахождения недостающих деталей — изучает особенности зрительного восприятия, наблюдательность, способность отличить существенные детали. Предъявляется 21 изображение, в каждом из которых требуется отыскать какую-либо недостающую деталь или какое-то несоответствие;

9) субтест кубиков Коса — направлен на изучение сенсомоторной координации, способности синтеза целого из частей. Испытуемому предлагается последовательно воспроизвести девять образцов рисунков из разноцветных деревянных кубиков;

10) субтест последовательности картинок — исследует способность к организации фрагментов в логическое целое, пониманию ситуации и предвосхищению событий. В задании предлагаются серии картинок, в каждой серии испытуемый должен расположить их в определенной последовательности;

11) субтест составления фигур — направленность субтеста аналогична субтесту 9. Предлагаются в определенной последовательности детали четырех фигур без указания на то, что из этих деталей должно быть составлено.

Выводы

Оценка психофизиологического потенциала личности имеет не только научное, но и важнейшее практическое значение. При этом особое значение в такого рода исследованиях приобретают интеллектуальные аспекты, уровень развития таких качеств как внимание, память, логическое мышление. С точки зрения практического психолога очень важно, что существуют методики оценки интеллектуального потенциала, которые базируются на разных методологических основах, позволяя осуществить возможно более полный охват способностей личности при этом сведя к минимуму или даже полностью исключив социокультурный аспект (то есть зависимость успешности прохождения исследования от условий национальных и социальных групп, в которых воспитывается и осуществляет трудовую деятельность объект психодиагностического исследования). Выбор конкретной психодиагностической методики зависит от тех целей, которые ставит перед собой психолог-диагност. С достаточной степенью условности можно выделить три группы задач, успешное решение которых требует применения психодиагностических методик исследования интеллектуальной сферы личности:

Профориентация и профподготовка. Является важнейшей сферой практического применения психодиагностики. Многие из описанных в работе тестов нашли широкое применение в кадровых агентствах и кадровых службах предприятий и организаций. В зависимости от конкретных требований, которые предъявляет тот или иной вид деятельности штатные психологи таких служб могут выбирать различные методики психодиагностики интеллекта для тестирования действующих и потенциальных работников (например, «Корректурная проба» для работников ювелирной и электронной промышленности, «Сложные аналогии» для менеджеров, вынужденных действовать в условиях получения неполной или противоречивой информации и т.п.). 

Определение целеполагающей деятельности. Это направление психодиагностики интеллекта тесно связано с первым. Индивидуальный интеллектуальный потенциал личности необходимо учитывать для правильной постановки задач (как оперативных, связанных с выполнением конкретной профессиональной деятельности так и стратегических, таких как приобретение определённого социального статуса, достижение жизненного успеха и ещё более глобальных целей определяемых общим понятием «смысл жизни»). 

Определение межличностной совместимости и гармонизация межличностных отношений. Эта задача не входит в число основных направлений психодиагностики интеллекта; вопрос межличностной совместимости лежит в большей степени в сфере психодиагностики межличностных отношений и психодиагностики черт личности, для чего существует большое количество специализированных методик. Тем не менее, опыт показывает, что уровень интеллектуальных способностей, соотношение умственного потенциала отдельных членов коллектива в значительной степени влияет на моральный микроклимат и на производительность труда в целом. Недаром фактор «интеллектуальной совместимости» широко изучается и учитывается при подборе персонала, формировании рабочих групп в организациях и даже при комплектовании личного состава элитных армейских подразделений. 

Делая общий вывод можно сказать, что не существует какой-либо «идеальной» методики, применение которой давало бы ответы на все вопросы и позволяло решить все задачи, стоящие перед психодиагностикой интеллекта в целом или хотя бы отдельных его составляющих. Тем не менее, имеющиеся методики могут быть широко использованы для решение самого широкого круга практических задач, с их помощью психолог может не только осуществлять диагностику, но и определять пути коррекции интеллектуальной структуры личности, разрабатывать методы купирования неблагоприятных психофизиологических особенностей, то есть оказывать личности практическую помощь, в чём, собственно, и состоит задача практического психолога.

Литература

 1. Актуальні проблеми психології: Зб. наук. пр. / Інститут психології ім. Г.С.Костюка АПН України / С. Д. Максименко (ред.), Л. М. Карамушка (ред.). — К., 2001.
 2. Батаршев А. В. Психодиагностика способности к общению, или Как определить организаторские и коммуникативные качества личности. — М. : Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1999.
 3. Дружинин В. Н. Психодиагностика общих способностей / РАН; Институт психологии. — М. : Academia, 1996.
 4. Меграбян А. Психодиагностика невербального поведения / П. Румянцева (пер.). — СПб. : Речь, 2001.
 5. Немов Р. С. Психология: В 3 кн.. — 2.изд. — М. : Просвещение, Владос, 1995. Кн. 3 : Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика.
 6. Практическая психодиагностика: Методики и тесты / Д. Я. Райгородский (ред.). — Самара : Бахрах, 1998.
 7. Реан А. А. Психодиагностика личности в педагогическом процессе: Учеб. пос. / Ленинградский гос. областной ун-т. — СПб., 1996.
 8. Сергеев К. К. Структурно-уровневая психодиагностика. — Тольятти : ПП "Современник", 1997.
 9. Учебно-методическое пособие по курсу "Психодиагностика". Раздел "Внимание" / Вятский гос. педагогический ун-т; Институт психологии и педагогики. Кафедра практической психологии / Е.П. Ивутина (сост.), С.Г. Касимова (сост.). — Киров : Издательство ВГПУ, 2001.
10. Шевандрин Н. И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. — М. : Владос, 1998.

Вернуться к списку работ
X